ПРАВО.ru

Верховный суд Республики Тыва


Верховный суд Республики Тыва

Верховный суд Республики Тыва

Руководство

Председатель суда Ондар Валерий Кошкар-оолович
Заместитель председателя суда Орешков Эдуард Владимирович
Заместитель председателя суда Таргын Аяс Октябрьевич

Контакты

Адрес 667000, г. Кызыл, ул. Комсомольская, 19
Телефон (39422) 2-32-31
Сайт vs.tva.sudrf.ru/

История

До XVIII века общественные отношения у кочевых племен, проживающих на территории современной Тувы, регулировались, скорее сложившимся веками, обычаями и традициями, чем сводом законов.И лишь, когда в 1756 году, после разгрома Джунгарского ханства, Тува была подчинена Маньчжурской династией, на территории Урянхайского края, как и в Монголии, начинают действовать кодекс законов - «Уложение Китайской палаты внешних сношений».Данное уложение действовало на территории Тувы в период маньчжурского господства с 1818 по 1911 гг. В 1914 году царское правительство объявило протекторат России над Тувой. Она под наименованием Урянхайского края была административно подчинена управлению Енисейской губернии.

В 1915 году комиссар по делам Урянхайского края Григорьев обратился циркулярным предписанием к тувинским нойонам и чиновникам, что кроме России никакое государство не может проявлять какую-либо деятельность в Урянхае, облагать народ податями, судить тувинцев, наказывать, требовать объяснения от чиновников.

2 декабря 1915 года Григорьев полностью отменил существовавшие до этого судебные порядки, вводит в крае порядок судоустройства и судопроизводства.13-15 августа 1921 года состоялся Всетувинский Учредительный Хурал, который провозгласил Туву как отдельное автономное государство. Была принята первая Конституция Тувинской Народной Республики. Верховная законодательная власть в республике принадлежала съезду всех кожуунов. Исполнительную высшую власть осуществлял Всеобщий Центральный Совет (Правительство). Функции правосудия возлагались в сумоне на совет, в кожууне на коллектив. В феврале 1922 года было создано Министерство юстиции ТНР, в состав которого суд и входил. Но, следует указать, что самостоятельных полномочий суд не осуществлял. Первым министром юстиции был назначен бывший чиновник Тарма-Базыр.В 1930 году в республике была создана единая судебная система. В январе был создан Верховный суд, в октябре - народные суды. Был изменен и утвержден кодекс суда, изменена была судебная система и документация. 11 октября 1944 года Тувинская Народная Республика вошла в состав СССР на правах Тувинской автономной области. В соответствии с Конституцией СССР были реорганизованы органы власти. Малый Хурал трудящихся ТНР был преобразован в областной совет депутатов трудящихся. Были возрождены органы юстиции. Функции руководства единой судебной системой возложены на Управление юстиции.

В сентябре 1956 г. областное Управление юстиции было упразднено, а его функции переданы областному суду. В то время в республике ощущался большой дефицит профессиональных юридических кадров. И в целях получения квалифицированных сотрудников для судебной системы, при областном суде была организована юридическая школа. После годичного обучения школа выпускала судоисполнителей, нотариусов, адвокатов.

С 1961г. суды Тувинской АССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей, избираются сроком на 5 лет.

В 1991 году Верховный Совет РСФСР принял Концепцию судебной реформы, ознаменовавшую собой начало больших преобразований в правоприменительной сфере государства и прежде всего - в системе правосудия.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).