ПРАВО.ru

Костромской областной суд


Костромской областной суд

Костромской областной суд

Руководство

Председатель суда Андреев Сергей Валентинович
Заместитель председателя суда Сенин Александр Николаевич
Заместитель председателя суда Веремьева Ирина Юрьевна

Контакты

Адрес 156961, г. Кострома, ул. Скворцова, 3
Телефон (4942) 51-39-31
Сайт oblsud.kst.sudrf.ru

История

По указу Сената от 20 ноября 1864 года в июле 1871 года был образован Костромской окружной суд, который занимался рассмотрением уголовных и гражданских дел всех сословий, за исключением дел специальной подсудности. Он просуществовал до ноября 1917 года.

Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года он был упразднен и созданы местные суды, которые впоследствии стали именоваться народными судами.

Для рассмотрения кассационных жалоб на приговоры и решения местных судов учрежден уездный объезд местных судей.

Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 года были созданы окружные народные суды, которые рассматривали уголовные дела в составе председательствующего: члена окружного народного суда и 12 народных заседателей, и гражданские дела в составе члена окружного суда и 4 народных заседателей.

Для рассмотрения кассационных жалоб на приговоры и решения окружного народного суда предусматривалась организация областных народных судов, избираемых общим собранием членов окружного народного суда. Однако они так и не были созданы. 20 июля 1918 года в соответствии с Декретом о суде № 3 были созданы Советы местных народных судей, уполномоченные рассматривать кассационные жалобы в составе трех судей на приговоры и решения местных народных судей. Первым председателем Совета народных судей в Костроме был Кувенев А.Н.

Постановлением ВЦИК от 31 октября 1922 года был создан Костромской губернский суд, который являлся органом надзора за деятельностью подведомственных народных судов. Он же был кассационной инстанцией по отношению к народным судам и первичной инстанцией для разбора дел, отнесенных законом к его ведению. Первыми председателями Костромского губернского суда были: Кульпе Я.К., Юрчук Б.К., Фиолетов С.Н. В соответствии с постановлением ВЦИК от 14 января 1929 года Костромской губернский суд был ликвидирован в связи с упразднением Костромской губернии, которая стала подчиняться облисполкому Ивановской промышленной области.

На 1-м окружном съезде в апреле 1929 года был избран Костромской окружной суд, однако в связи с ликвидацией округов уже в сентябре 1930 года он был упразднен. Функции окружного суда как суда первой инстанции, были переданы народным судам. Кассационной инстанцией для народных судов являлись краевые и областные суды. Поскольку г. Кострома и районы бывшей Костромской губернии с 1929 по 1944 год входили вначале в Ивановскую промышленную, а затем Ярославскую области, кассационной инстанцией для указанных народных судов были Ивановский и Ярославский областные суды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1944 года в сентябре 1944 года была организована Костромская область и в этом же месяце на заседании исполкома Костромской области избран областной суд. Первыми председателями Костромского областного суда были: Дадайкин П.А., Теребенков Н.А., Давыдов Н.В., Калакин С. В.



Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).