ПРАВО.ru

Тульский областной суд


Тульский областной суд

Тульский областной суд

Руководство

Председатель суда Хорошилов Игорь Михайлович
Заместитель председателя суда Назаров Владислав Викторович
Заместитель председателя суда Пилипчук Александр Анатольевич
Заместитель председателя суда Селищев Владимир Витальевич

Контакты

Адрес 300600, г. Тула, пр-т Ленина, 45
Телефон (4872) 36-37-16, 31-14-63
Сайт oblsud.tula.sudrf.ru

История

19 сентября 1777 года по Указу императрицы Екатерины II на карте России появилась Тульская губерния с 12-ю уездами: Алексивским, Белевским, Богородицким, Ве-невским, Епифанским, Ефремовским, Каширским, Крапивенским, Новосильским, Одоевским, Тульским и Чернским. В рамках реформы местного управления («Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», 7 ноября 1775 года) в Тульской губернии, как и других образованных российских регионах, впер­вые создается система специальных судебных учреждений.

Судебная система России, созданная по Указу Екатерины II, строилась по сословному принципу. В каждой губернии создавались судебные инстанции (уездные и губернские) для каждого из трех российских сосло­вий - дворянства (Нижние земские и Уездные суды, как 1-я инстанция, и Верхний земский суд в качестве 2-й судебной инстанции), городских жителей (Городовые магистраты и Губернский магистрат) и свободных крестьян (Нижние и Верхняя расправы). Третьей инстанцией для каждой категории сословных судов стал губернский всесословный судебный орган - Палаты уголовного и гра­жданского суда. Вершину судебной власти в стране венчал Правительствующий Сенат. Особняком в местных судебных органах стоял Совест­ный суд, который рассматривал дела о преступлениях, со­вершенных по невежеству, безумными, малолетними, о колдовстве, чародействе, знахарстве и ворожбе, жалобы на незаконное содержание в тюрьме, а также примирял стороны по гражданским спорам. Решения Совестного су­да можно было обжаловать в «вышний совестный суд».

21 декабря 1777 года в Туле прошли выборы заседателей Верхнего земского суда, уездных судей и земских исправников.

22 декабря избирались заседатели уездных и нижних земских судов, 23 декабря - заседатели Тульского совестного суда. По словам Ф. Г. Дильтея, после каждых выборов представители благородных обществ обедали у наместника: в первый день «судьи» Белевского, Алексинского и Одоевского уездов, во второй - Крапивенского, Епифанского, Веневского и Чернского, на третий - заседатели Верхнего земского и Совестного суда, судьи Ефремовского и Богородицкого уезда. В декабре 1777 года в Тульской губернии были избраны 12 уездных судей и столько же земских исправ­ников.

Большинство тульских дворян, назначенных или выбранных в 1777 году «для судебного присутствия» - от­ставные военные, бывавшие на полях сражений в войне с Пруссией и Турцией. Забегая вперед, отметим, что вплоть до судебной реформы Александра II военное прошлое имелось в послужных списках двух третей су­дебных чинов. Так, среди председателей, советников, асессоров и заседателей Тульских палат уголовного и гражданского суда 1777-1867 гг. 40 человек - отставники, 16 из них до утверждения в должности имели опыт гражданской службы, 21 - делали карьеру сразу на гражданском поприще.

27 декабря 1777 года «с теми же обрядами» состоялось открытие Тульского верхнего земского суда и Губернского магистрата. В январе 1778 года М. Н. Кречетников побывал во всех уездных городах губернии, открывая местные суды (воспоминания А. Т. Болотова об открытии уездного и нижнего земского суда в Богоро-дицке, см. в главе «Богородицкий районный суд»). Председатель Тульской палаты граж­данского суда Е. А. Фоминцин присутствовал на торжествах по случаю открытия пяти ниж­них расправ, созданных в губернии: в Туле, Черни, Ефремове, Дедилове и Гремячеве.

В 1797 году Павел I пытался реформиро­вать судебную систему России, сократив не­сколько судебных инстанций. По всей стране упраздняются Нижние расправы и суды 2-й ин­станции (Верхние земские суды, Губернские магистраты и Верхние расправы). Система су­допроизводства немного упрощается: теперь нижние земские и уездные суды рассматрива­ют в пределах своей компетенции все уголов­ные и гражданские дела в уезде, составляя мнение, которое направлялось на утвержде­ние в департаменты уголовных и гражданских дел Палат суда и расправы. Так с 1797 года ста­ли называться губернские Палаты уголовного и гражданского суда. Неизменной осталась лишь роль Сената.

Но уже в 1801 году Александр I вернулся к прежней структуре Палат уголовного и гра­жданского суда, в состав каждой входили те­перь председатель, советник (с конца 30 годов XIX - товарищ председателя) и четыре заседа­теля: два от дворянства, два от купечества. Увеличились и штаты служащих Палат. Если в 1777 году делопроизводство вел один секре­тарь, то теперь - секретари, протоколисты, ре­гистраторы, архивариусы и мелкие канцеляр­ские служащие (писцы и т. д.). Изменился и состав уездных судов: помимо двух дворян­ских заседателей, в них включили двух купе­ческих заседателей и двух - от сельских жите­лей. Заседатели принимали участие в разре­шении дел, касавшихся их сословия.

С 1801 года заседатели обеих палат выби­рались от дворянства и купечества, уездного и нижнего земского суда - от дворянства, купе­чества и сельских жителей. С 1831 года стали назначаться по выборам и председатели Па­лат. В таком виде судебная система России просуществовала до 1864 года.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 209 - 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 - 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 - 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 - 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).