ПРАВО.ru

Арбитражный суд Воронежской области


Арбитражный суд Воронежской области

Арбитражный суд Воронежской области

Руководство

Председатель суда Кочетков Александр Викторович
Заместитель председателя суда Козлов Владимир Александрович
Заместитель председателя суда Семенов Григорий Владимирович

Контакты

Адрес 394030, г. Воронеж, ул. Среднемосковская, д. 77
Телефон (4732) 52-53-44
Сайт voronej.arbitr.ru/

История

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, а также дела о торговой несостоятельности, или банкротстве. После Октябрьской революции разногласия, возникающие между предприятиями и организациями, решались в административном порядке вышестоящими органами управления. Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость создания специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. И тогда в 1922 году в РСФСР были созданы арбитражные комиссии — Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях (ЭКОСО), затем были образованы арбитражные комиссии при совнаркомах автономных социалистических республик (уже после образования СССР), арбитражные комиссии при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Арбитраж развивался с введением хозрасчета, договора как формы оформления хозяйственных связей. В мае 1931 года был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями.

Из вышесказанного можно сделать вывод: арбитраж с момента своего образования существовал в двух видах — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, а в ведомственном — споры предприятий и организаций, подчиненных одному ведомству (министерству, комитету и т.д.). Необходимо отметить, что арбитраж состоял в системе органов государственного управления.

В дальнейшем государством предпринимались попытки модернизации системы устройства арбитража и его приспособления к изменяющимся экономическим условиям. О наличии такой тенденции свидетельствует Положение «О государственном арбитраже при Совете Министров СССР» 1960 года, отменяющее ранее принятое Положение «О государственном арбитраже» 1931 года.

До 1974 года нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, то есть соподчинения не было. 17 января 1974 года Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение «О государственном арбитраже при Совете Министров СССР». После принятия Конституции СССР 1977 года арбитраж был признан конституционным органом.

Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 года. Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» установлено: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях».

Замена системы арбитражей арбитражными судами была вызвана новыми экономическими условиями, переходом к рыночным отношениям, легализацией нескольких форм собственности. Разрешение споров прежними способами и методами, применявшимися арбитражами при существовании административно-командной системы, стало невозможным.

Арбитражные суды создают гарантии защиты права в равной мере гражданам-предпринимателям и предприятиям, организациям и учреждениям. Принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ, части 1 Гражданского кодекса и других основополагающих нормативных актов выявило потребность в разработке и принятии нового Закона «Об арбитражных судах в РФ» и нового Арбитражно-процессуального кодекса РФ. Данные нормативные акты в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Арбитражная комиссия Воронежской области была создана 5 марта 1922 года и функционировала как вполне окрепший и необходимый орган в системе общей организации Товарной биржи. В Арбитражную комиссию входили представители государственной торговли и кооперации, имеющие постоянную и живую связь с торговым оборотом, и специалисты-юристы, что обеспечивало планомерность ее работы и быстроту разрешения спорных дел, поступавших на ее рассмотрение. Техническая работа Арбитражной комиссии выполнялась секретарем Арбитражной комиссии.

При разрешении дел Арбитражная комиссия руководствовалась общими правилами гражданского права и процесса, положением и инструкцией для Арбитражной комиссии, утвержденными местным ГубЭКОСО, правилами биржевой торговли и общими началами государственной торговой политики.

21 сентября 1922 года ВЦИК и СНК РСФСР принял Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Этот день считается днем создания Государственного арбитража. После образования СССР постановлением ВЦИК и СНК СССР от 05.05.1924 г. была создана высшая арбитражная комиссия при Совете труда и обороны СССР.

Через арбитражную комиссию в 1930 г. прошло 2 тысячи дел, на общую сумму около 30 млн. руб. Средняя ежедневная пропускная способность государственного арбитража составляла 13 дел, т.е. в среднем 3-4 дела на каждого арбитра. Нагрузка эта при сложности дел должна быть признана вполне достаточной. При этом необходимо учесть, что наиболее сложные дела рассматривались тремя арбитрами.

Постановлением СНК СССР от 20. 03. 1931 г. предусмотрено, что все споры, возникающие между хозяйственными органами, разрешаются органами Государственного арбитража.

4 июля 1931 года в соответствии с постановлением ЦИК и Совета народных комиссаров СССР от 3 мая 1931 года учрежден Государственный Арбитраж при областном исполнительном комитете Центрально-Черноземной области1, в 1934 г. выделилась Воронежская область и другие области в компетенцию которого входило решение имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора. Закон точно не определяет структуру Государственного арбитража, указывая, что он состоит из главного арбитра, заместителя и арбитров. Однако для проведения технической подготовки дел к слушанию и предварительной проработки дел нужен особый аппарат, достаточно квалифицированный и обеспечивающий быстроту рассмотрения дел.

На 15 сентября 1947 г. штат Госарбитража состоял из 15 человек: главный арбитр, 6 государственных арбитров, 5 консультантов, машинистка, секретарь, курьер-уборщица. В Госарбитраже имелось 6 отделов, по числу государственных арбитров, в которых рассматривались определенные категории хозяйственных споров. Регистрация документов велась секретарем арбитража, после чего документы (исковые заявления, заявления о пересмотре решений, возражения на иски, документы вышестоящих органов и др.) передавались главному арбитру, который направлял указанные документы государственным арбитрам и консультантам.

30 ноября 1979 года был принят Закон «О государственном арбитраже в СССР». В соответствии с этим законом разработаны и утверждены постановлением СМ СССР № 440 от 05. 06. 80г. Правила рассмотрения хозяйственных споров Государственными арбитражами и Положение о Государственном арбитраже СССР.

В 1987 году Главным Государственным арбитром Воронежской области был назначен Анохин В.С. В 1992 государственный арбитраж преобразован в Арбитражный суд Воронежской области, председателем был избран (назначен) Верховным Советом России Анохин В.С.

Место в судебной системе

Арбитражный суд Воронежской области относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г.   1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного суда Воронежской области действует в составе председателя  суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.

В Арбитражный суд Воронежской области входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (включает один судебный состав)   и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений (включает три судебных состава). Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.